Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Созданы микроцентры, оснащены развивающими играми, спортивным инвентарем, игрушками, детской литературой и демонстрационным раздаточным материалом.
Игровая комната оборудована также для проведения учебных и физкультурных занятий (имеется спортивный уголок).
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Созданы микроцентры, оснащены развивающими играми, спортивным инвентарем, игрушками , детской литературой и демонстрационным раздаточным материалом.
Игровая комната оборудована также для проведения учебных и физкультурных занятий (имеется спортивный уголок).
Музыкальное оборудование:
музыкальный центр, ноутбуки, телевизор, проекционный экран, мультимедийный проектор, микрофоны, различные музыкальные и шумовые инструменты, портреты композиторов, методические материалы, раздаточный материал для проведения занятий и праздников.
Наличие оборудованных библиотек
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного
фонда в ДОУ не предусмотрено. Библиотека в детском саду располагается в
методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три
части и включает в себя:
- книги для воспитателя (методическая и справочная литература);
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой
«От рождения до школы», сборники сказок, малых фольклорных форм,
познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и
писателей.
Методическая литература размещена по разделам:
«Физическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Продуктивная деятельность»,
«Конструирование»,
«Дошкольная педагогика»,
«Экологическое воспитание»,
«Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим
изданиям профессиональной направленности:
«Дошкольное воспитание»,
«Справочник руководителя дошкольного учреждения»,
«Справочник старшего воспитателя»,
«Ребенок в детском саду»,
«Дошкольная педагогика»,
«Воспитатель ДОУ».
Ведется систематический каталог журнальных статей.
В библиотеку детской художественной литературы входят:
- произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»;
- познавательная литература;
- литература для чтения «Читаем сами»;
- детские энциклопедии»;
- сборники сказок, малых фольклорных форм, произведения русских и
зарубежных поэтов и писателей.
Вся детская художественная литература находится в каждой возрастной группе в
оборудованном «Книжном уголке».
Наличие оборудованных объектов спорта
Объекты спорта
Утренняя гимнастика, занятия по физическому развитию, спортивные праздники, развлечения проводятся в групповой комнате.
В групповой комнате имеется физкультурный уголок.
В наличии есть все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, мячи, кольцебросы напольные, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, скакалки, следовые и массажные дорожки. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На прогулочной площадке имеется теневой навес (беседка), есть зоны для подвижных игр, песочница.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
· печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал);
· электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа);
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
· спортивные снаряды, мячи, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кольцебросы напольные, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, скакалки, следовые и массажные дорожки, мешочки с песком, щит баскетбольный, дуги для подлезания.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В ДОО доступа к информационной системе и информационно-телекоммуникационным сетям у воспитанников нет. В настоящее время в практике ДОУ педагогами используются в основном такие ИКТ-технологии, как:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательной деятельности с воспитанниками;
- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно - методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
- оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности;
- использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
Интерактивных досок и приставок ДОО не имеет.
Наличие мультимедийного проектора - 1 шт.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования. Не является исключением и наш детский сад. Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы и другие. В своей практике используем мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средствами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.
Педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности:
- на занятиях по развитию математических, естественнонаучных, экологических представлений,
- художественному творчеству, развитию речи, музыке,
- осваивают новые виды детской деятельности: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, компьютерный дизайн, сотворчество и др.
Мультимедийное оборудование активно используем на родительских собраниях, досуговых мероприятиях. Педагоги участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов, включающая развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).
Доступ к электронным образовательным ресурсам, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.
Активно используются развивающие программы «Развивающие игры», «Игры со словами», «Шаг за шагом», «Игры маленького гения».
Каталог электронных образовательных ресурсов в сети Интернет:
http://www.mon.gov.ru/ — Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;
http://www.edu.ru/ — Федеральный портал «Российское образование»;
http://window.edu.ru/ — Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;
http://fcior.edu.ru/ — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
http://www.ed.gov.ru/ — Федеральное агенство по образованию (Рособразование);
http://www.school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
http://www.o-urok.ru/ — Сайт «Открытый урок»;
http://www.ndce.edu.ru/ — Каталог учебных изданий для общего образования;
http://www.ict.edu.ru/ — Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»;
http://www.museum.ru/ — Портал «Музеи России»;
http://katalog.iot.ru/ — Каталог образовательных ресурсов сети Интернет;
http://www.obrnadzor.gov.ru/ — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
http://www.fasi.gov.ru/ — Федеральное агентство по науке и инновациям;
http://net.nguo.ru/ -Сетевой город.Образование.
- Детям о музыке — музыкальный сайт для детей и родителей. Музыкальная грамота для детей в сказках. Музыкальные инструменты. Рассказы о великих композиторах.
- Детский портал «Солнышко» — ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт.
- Детские уроки — сайт для воспитателей, родителей и малышей.
- Сказочная библиотека ХОБОБО — сказки и мифы народов мира, киносказки и мультфильмы, аудиосказки, авторские сказки.
- Веселые уроки — развивающие игры для детей.
- Логопедический сайт «Болтунишка»— нормы развития речи, виды и причины дефектов речи, упражнения для развития моторики, слухового внимания, артикуляции, лексические темы для формирования правильного словообразования, логоритмические упражнения, советы логопеда о том, как правильно разговаривать с детьми.
- Кошки-мышки — детский развлекательно — развивающий сайт.
- Все для детей — развивающие игры для детей.
- Сайт о развитии ребенка, развитии речи ребенка и раннем развитии детей.
- Играемся — развивающие игры для детей.
- Развитие ребенка — все для раннего Развития Детей.
- Играемся.ru — бесплатные познавательные игры на внимание и логику, пазлы, раскраски, загадки и ребусы для девочек и мальчиков.
- Мультимедиа для дошколят — «Копилка мультимедийных презентаций» (времена года, природные явления, домашние животные, растения, космос, дикие животные).
- Детские электронные презентации.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Детский сад имеет следующие условия:
- обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада: при входе на территорию через калитку;
- преград и перепада высот на пути следования не имеется;
- вход в здание оборудован звонком вызова персонала для сопровождения людей с ограниченными возможностями;
- автостоянка для инвалидов – отсутствует;
- спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) – отсутствуют;
- сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют;
- предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются;
- для беспрепятственного входа в здание инвалидов-колясочников имеется широкий вход.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих людей.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Детский сад не имеет специально оборудованного кабинета для обучения детей с ОВЗ.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ имеется дидактический стол для проведения песочной терапии.
Наличие оборудованных библиотек
В связи с отсутствием детей с ОВЗ (в настоящее время) нет необходимости в создании специальной библиотеки.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Специальные технические средства обучения
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется оборудование: мячи разного размера, массажные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, спортивные тренажеры. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Специальные условия питания
В ДОУ осуществляется питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Питание в детском саду является полноценным, разнообразным по составу продуктов и полностью удовлетворяющим физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.
Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
В детском саду созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы, огромное внимание уделяется психоэмоциональному состоянию детей. Существуют основные направления оздоровительной работы:
1. организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
2. организация питания;
3. обеспечение психологической безопасности детей вовремя их пребывания в детском саду;
4. организация лечебно-профилактической работы с детьми;
5. физическое воспитание детей.
Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня:
· утренняя гимнастика;
· комплекс пищеварительной гимнастики перед каждым приемом пищи, способствует лучшему усвоению пищи;
· остеопатическая гимнастика после сна проводится с целью предупреждения нарушения осанки;
· комплекс для коррекции осанки;
· физкультминутки, глазная гимнастика – проводится для улучшения работы мозга и укрепления глазных мышц;
· подвижные игры, - рассматриваются как универсальное средство развития двигательных и психических способностей детей;
· прогулки повышенной двигательной активности, физические упражнения на прогулке, способствуют двигательной активности детей и как закаливающее мероприятие.
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляется сотрудниками ГБУ РО «Сараевская межрайонная больница».