МДОУ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД: разновозрастная группа
Особенности занятий в группе
Наш детский сад – это маленький островок для детей дошкольного возраста. В детском саду работает одна разновозрастная группа. Эта группа состоит в этом году из 10 человек четырех возрастов.
В целях рационального построения педагогического процесса, в начале учебного года группу мы делим на подгруппы. В нашей группе в этом году две подгруппы: младшая с 2 до 5 лет, старшая с 5до 7 лет. На основании комплектования основных подгрупп разрабатывается учебный план и сетка образовательной деятельности по подгруппам.
Занятия организуются в первую половину дня.
В нашей разновозрастной группе мы используем фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.
Для проведения воспитательно - образовательной работы нужна полная согласованность в работе воспитателей и помощника воспитателя. Ведь помощник воспитателя разновозрастной группы должен хорошо знать режим дня детского сада, помогать воспитателю в организации педагогического процесса, прививать детям навыки самообслуживания, культурно - гигиенические навыки, уметь занять детей игрой.
Важно! Когда воспитатель находится с одной подгруппой детей, то с другой находится помощник воспитателя.
Воспитатель заранее продумывает, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дети по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8-12 мин., практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шёпотом.
Перед началом образовательной деятельности воспитатель продумает, исходя из его темы, условия проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения должна находиться каждая возрастная группа. Это облегчит дифференцированный подход к детям.
Существует множество способов и методик проведения занятий в разновозрастной группе, но я хочу остановиться на тех, что мы избрали для себя. Мы все с вами практики и хорошо понимаем не все что хорошо укладывается в теорию применимо на практике.
Виды организации учебной деятельности:
1 вид — поэтапное начало занятия.
Воспитатель начинает роботу с детьми старшей подгруппы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия к работе подключают детей младшей подгруппы. С ними работает педагог, старшие дети работают самостоятельно. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.
2 вид – поэтапное окончание занятия.
Начало деятельности общее для всех детей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе активная работа воспитателя с детьми младшей подгруппы, старшие дополняют и уточняют. После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети старшей подгруппы: заключительная беседа, диалог, выводы.
Типы занятий:
- По одному разделу обучения, но с разным программным содержанием (все рисуют или рассказывают по картине).
По такому типу у нас проходят занятия по развитию речи, по художественно - эстетическому развитию.
- С одной возрастной подгруппой.
Занятие проводится в чистой возрастной группе. Это подготовка к обучению грамоте, математическое развитие, познание предметного и социального мира и исследование объектов живой и неживой природы. Остальные дети самостоятельно играют или готовятся к прогулке.
- Со всей группой.
Физкультурные занятия, как и утренняя зарядка, проводится со всей группой одновременно, обязательно учитывая разные требования для возрастных подгрупп к качеству, темпу и продолжительности упражнений. Младшие проделывают упражнения меньшее количество раз, чем старшие; от старших детей требуется более точное и качественное выполнение движений. Для того, чтобы старшие дети могли проделать упражнения большее количество раз, им предлагается первыми начать выполнять упражнения и показать малышам, как правильно его делать, затем это же упражнение они проделывают с малышами. Возможны варианты, когда в занятие вводятся более сложные упражнения только для старших, в это время малыши наблюдают и отдыхают. Оправдывает себя и такой прием, когда более сложные упражнения планируются на конец занятия и старшие их выполняют после того, как малыши уходят.
Музыкальное занятие, утренники и развлечения проводятся также со всей группой одновременно, учитывая все возраста детей.
Мы перед своим коллективом поставили задачу: использовать лучшее, из того, чем сильны малокомплектные детские сады.
И стараемся придерживаться этой задачи в своей работе!
Обучающая программа
Рабочая программа разновозрастной группы разработана воспитателями в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой – 6-е издание, доп.- М. МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2022-368 в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с воспитанниками разновозрастной группы и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа направлена на разностороннее развитие детей в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Новости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника